История изучения ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Около 2000 лет назад Платон заметил: «Все обучение имеет эмоциональную базу». С тех пор ученые, педагоги и философы спорили, доказывали или опровергали важность чувств. В течение двух тысячелетий консервативное мнение считало эмоции «препятствием на пути», не позволяющим «принимать правильные решения». Однако исследования последних десятилетий доказывают обратное.

В своей работе мы учитывали мнение о том, что в доисторические времена эмоциональный интеллект (в современном его понимании) был важнейшим фактором, необходимым для выживания человека. Эмоциональный интеллект проявлялся в способности адаптироваться в окружающей среде, уживаться и находить общий язык с соплеменниками и соседними племенами. Именно этот аспект в 1872 году был затронут Чарльзом Дарвином в одной из первых работ по этологии «Выражений эмоций у человека и животных», где он писал о роли внешних проявлений эмоций для выживания и адаптации.

До появления термина «эмоциональный интеллект» профессор Эдвард Торндайк (Edward Lee Thorndike) в 1920 году ввел понятие социального интеллекта, который он описывал как «способность понимать людей, мужчин и женщин, мальчиков и девочек, умение обращаться с людьми и разумно действовать в отношениях с людьми».

В 50-х годах XX века основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу (Abraham Maslow) представил миру серьезные исследования, доказывающие, что человек обладает внутренней способностью к самосовершенствованию, прогрессивному развитию, благодаря чему может увеличить свои эмоциональные, физические, духовные и умственные силы. И хотя большинству из нас имя психолога известно только в связи с «Пирамидой потребностей», тем, кто интересуется эмоциональным интеллектом, будет весьма полезно познакомиться и с другими его трудами.

Питер Сэловей (Peter Salovey) и Джек Майер (John D. Mayer) в 1990-е годы провели исследования и представили работы, которые стали основой для понимания сущности эмоционального интеллекта: «Эмоциональный интеллект – это способность воспринимать эмоции. Понимание и генерация эмоций с тем, чтобы оказать поддержку мыслительному процессу. Понимать эмоции и эмоциональные знания и осознанно регулировать эмоции с тем, чтобы содействовать эмоциональному и интеллектуальному росту».

Настоящую популярность понятие эмоционального интеллекта приобрело благодаря публикации книги психолога и научного журналиста Дэниэля Гоулмана (Daniel Goleman) «Эмоциональный интеллект».

Для того чтобы более глубоко понять нейрофизиологические аспекты формирования эмоционального интеллекта, имеет смысл обратиться к исследованиям как российских, так и зарубежных ученых. В 1980-м году известный советский и российский психофизиолог, биофизик и психолог П. В. Симонов в работе «Эмоциональный мозг» показал неразрывность эмоциональной и интеллектуальной деятельности. Кэндис Перт (Candace B. Pert) – ведущий американский нейробиолог, автор знаменитой книги «Молекулы эмоций» – утверждала, что «мышление» происходит в мозге и организме: все виды «информации» обрабатываются по всему телу – идеи, чувства и, возможно, даже духовные импульсы.

В практической области развития эмоционального интеллекта весьма значимо имя Рувен Бар-Она (Reuven Bar-On). Занимаясь проблемой эмоционального интеллекта с середины 1980-х годов, он разработал тест EQ-i (Emotional Quotient Inventory), включающий вопросы для определения коэффициента эмоционального интеллекта, из которого и возникла известная всему миру «модель эмоционального интеллекта Бар-Она». И именно ему присваивают введение понятия коэффициента эмоционального интеллекта EQ.

Профессор кафедры психологии Йельского университета в США, соавтор концепции эмоционального интеллекта Дэвид Карузо (David Caruso) как-то заметил: «Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект – это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой – это единственный путь пересечения обоих». Несмотря на то что многие ученые видели в эмоциональном интеллекте потенциал объединения эмоций и разума, однако именно лабораторией EQ-factor в апреле 2014-го года была представлена модель, которая наглядно показывает взаимодействие этих коэффициентов, формируя при этом интеллектуально-эмоциональный профиль личности – IEPP ©. В октябре 2014-го года впервые была представлена «Типология эмоционального интеллекта» Н. Коро и В. Шиманской ©.

В своих научных изысканиях и практической деятельности лаборатория EQ-factor опирается на разработки ведущих ученых. Кроме того, ориентация на конечный результат и соединение знаний из области нейрофизиологии, психологии и бизнеса позволило нам существенно продвинуться в своих исследованиях.

1 2 3 4 5 Ctrl →

HostCMS