Что такое ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ?

Эмоциональный интеллект – это качественная система навыков и умений, включающая в себя восприятие, переработку информации и реагирование на эту информацию с учетом эмоционального фактора. Эмоциональный интеллект отвечает за способность интеграции эмоциональных и умственных процессов и направлен на повышение эффективности реакций и действий.

Другими словами, то, как мы воспринимаем, какое придаем значение словам, событиям и какой способ реагирования выбираем, зависит от уровня развития и типа эмоционального интеллекта. Человек с высокоразвитым эмоциональным интеллектом наиболее верно воспринимает реальность и находит максимально адекватные и эффективные пути реагирования на нее и взаимодействия с ней. Причем это касается межличностных и социальных коммуникаций, внутренних переживаний, объектов реальности, абстрактных понятий и брендов в том числе!

Восприятие информации происходит посредством сенсорных систем, в том числе и интероцептивных. При этом сначала действуют ключевые области мозга, вызывая дальше реакции вегетативной, нервной, мышечной, когнитивной и других систем.

Взаимодействие с информацией, с самим собой и окружающим миром строится в зависимости от степени развития ключевых драйверов эмоционального интеллекта: ОСОЗНАННОСТИ, САМООЦЕНКИ, МОТИВАЦИИ, АДАПТИВНОСТИ. Драйверы включают в себя важнейшие особенности личности, которыми пользуется человек в течение всей жизни. Они не являются неизменными и могут быть развиты.

Важно отметить, что эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта. Данная модель выступает составной частью интеллектуально-эмоционального профиля личности IEPP ©. И хотя на взаимодействие IQ и EQ обращают внимание многие исследователи, это первая модель, которая наглядно показала данное взаимодействие. Коэффициент эмоционального интеллекта EQ и коэффициент умственного интеллекта IQ не только не конфликтуют друг с другом, но и не могут быть определены отдельно или приоритетно относительно друг друга. EQ является очевидной базой, без достаточного развития которой использование IQ индивидуума не может осуществляться эффективно.

Таким образом, количественное определение интеллектуально-эмоционального профиля личности IEPP равно объему пирамиды, в основании которой лежит четырехугольник, определяющий коэффициент эмоционального интеллекта EQ, а высота которой – умственный коэффициент индивидуума IQ. Это очевидно из графического изображения модели. И чем больше «объем пирамиды», формирующийся из платформы основания EQ и вертикального вектора IQ, тем больше внутреннее пространство реализуемого потенциала – потенциала Творца – саморазвивающейся творческой личности индивидуума.

МОДЕЛЬ ТИПОЛОГИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА — Н.КОРО, В.ШИМАНСКОЙ ©

МОДЕЛЬ ТИПОЛОГИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА — Н.КОРО, В.ШИМАНСКОЙ ©

Каждый из ключевых драйверов может быть в свою очередь описан через четыре навыка: осознанность, самооценку, мотивацию, адаптивность.

ОСОЗНАННОСТЬ: осознанность тела, мыслей, эмоций, поведения.

САМООЦЕНКА: принятие, ассертивность, позитивное восприятие мира, решительность.

МОТИВАЦИЯ: открытость новому, целеполагание, переживание неудач, стремление к самоактуализации и детерминации.

АДАПТИВНОСТЬ: эмпатия, стрессоустойчивость, принятие решений, коммуникабельность.

Таким образом, формируется профиль из 16 навыков. Эти навыки становятся теми рычагами, умение владеть которыми позволяет индивидууму развивать свой эмоциональный интеллект и занимать желаемое место среди своего окружения.

Развитие каждого из навыков вносит свой вклад в совершенствование драйвера в целом. Опыт показывает, что навыки «подтягивают» друг друга: развитие одного влечет за собой улучшение владения смежными.

Типология ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ©

Развитие каждого из драйверов формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии. Каждая стратегия формирует свои особенности восприятия информации и поведенческие реакции.

Развитие драйвера ОСОЗНАННОСТЬ способствует освоению психологической модели «Я ОСОЗНАЮ» (в значении «ощущаю и понимаю») и формирует стратегию ФИЛОСОФОВ.

Драйвер САМООЦЕНКА способствует освоению модели «Я МОГУ» и формирует стратегию ЗВЕЗД.

Драйвер МОТИВАЦИЯ способствует освоению модели «Я ХОЧУ» и формирует стратегию ГЕРОЕВ.

Драйвер АДАПТИВНОСТЬ способствует освоению модели «Я УМЕЮ» и формирует стратегию РУКОВОДИТЕЛЕЙ.

IQ в свою очередь формирует модель «Я ЗНАЮ».

Таким образом, именно с развитием всех драйверов происходит освоение ключевой модели полноценной реализации человека «Я ТВОРЮ».

ФОТО: Коро и Шиманская. По 2 на каждый тип.

ФИЛОСОФЫ

ЗВЁЗДЫ

ГЕРОИ

РУКОВОДИТЕЛИ

Последние разработки в области изучения и развития эмоционального интеллекта под руководством лаборатории EQ-factor позволили создать комплекс методик «Типология эмоционального интеллекта» Н. Коро – В. Шиманской ©. Данные методики в настоящее время являются ключевым источником информации, важным для понимания психологии потребителей, сотрудников компании, а также для достижения личностной и профессиональной успешности и, следовательно, для дальнейшего управления развитием.

HostCMS